РЕАЛИЗМ НОВОГО ВРЕМЕНИ: ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ
От так называемого «реализма в широком смысле», под которым
в сущности понимают вообще развитое изобразительное начало в изобразительном
искусстве — с этой точки зрения говорят о реализме самых ранних произведений и
этапов в развитии искусства (о реализме памятников европейского Средневековья, иранской миниатюры, русской иконописи, древнеиндийской
пластики и пр.) — реализм Нового времени отличается тем. что представляет собой
определенную систему видения, специально ориентированную на воспроизведение
предлежащего человеку чувственно воспринимаемого мира со всей доступной
полнотой.
От предшествовавших проявлений подобного целенаправленного
«реализма в узком смысле» — от знаково-магического реализма первобытной эпохи,
от культового и также магического «портретного» реализма Древнего Египта, от
реализма, возникшего на почве космологического «вещевизма» (А. Ф. Лосев)
древних греков или столь же идеологического в своей основе «веризма» этрусков
и римлян — реализм Нового времени в свою очередь отличается секуляризированным,
свободным от всего внеположенного взглядом на реальность «как таковую», как
самоценное, внутренне закономерное связное целое, а также своим личностным
характером.
Последнее обстоятельство роднит его с реализмом эпохи
Возрождения, историческим преемником которого он выступает, заявляя о себе уже
не как надличностная эпохальная структура, составляющая идейно-образное ядро эпохального стиля (Е.И.Ротенберг, 1971) и
адекватно воплощающаяся в нем, — так было на упомянутых выше «реалистических»
этапах в искусстве до-буржуазной, патриархальной стадии развития, — а как индивидуальный творческий метод. Однако и
по отношению к Возрождению, где впервые полностью утверждается авторский подход
к искусству, художественный метод также впервые становится предметом
сознательных поисков каждого крупного мастера, реализм Нового времени
представляет собой качественно новую ступень. Здесь главные отличия связаны с
иным, чем в Ренессансе, пониманием художественного идеала, его отношения к реальности,
иным способом их связи и соответственно другим пониманием самой реальности, а
также иным принципом взаимодействия отражающего, познавательного и
преображающего, созидательного начал. Этим обуславливается в свою очередь новый
облик реалистического искусства в целом и его новый общекультурный статус.
Реализм Нового времени, как и академизм, возникает вслед
за распадением ренессансной гармонии и появлением конфликта между идеалом и
действительностью. В этих условиях он сохраняет основополагающую
возрожденческую опору на реальность — остается реализмом, но идеал более не извлекается
из реального прямо, активным предметным преобразованием натуры в духе
заложенных в ней потенций красоты, и не воплощается непосредственно, во всей
полноте, в совершенном образе, в пластически законченном идеальном максимуме.
Он выражается опосредованно, неадекватно налично данному, но в отношении к
нему, через него, посредством его, косвенно-ассоциативным путем, в значительной
степени уходя в «подтекст» образа.
Такая принципиально новая для искусства форма
художественного обобщения — отражения общегуманистического, универсального, —
отвечает специфике общественного и эстетического идеала Нового времени,
природе формирующегося буржуазного общества, наделенного способностью
бесконечного развития, не знающего внеположенного ограничения (а только
внутренний предел, положенный ему его собственными внутренними противоречиями).
Динамичность этого идеала, его постоянная разомкнутость в будущее, фаустовская
неутоленность, не знающая и не дающая удовлетворения, предполагают его
принципиальную непластичность, невыразимость во всем его объеме, в
определенной и конечной, предметной форме. Он предстает как жажда идеала,
пробуждаемая художественным переживанием в субъективном мире зрителя, как
духовный путь к идеалу, стремление к гармонии с миром, к совершенству,
постоянно преодолевающее, однако, границы всякого конкретного и потому
частного совершенного.
Реалистическое искусство Нового времени первым открывает
возникшую историческую несостоятельность абсолютизированной, «вечной» красоты,
законченной, предметно воплощенной идеальности, гармонической упорядоченности.
Его художественный интерес сосредоточивается на воссоздании реальности без
приведения ее к эстетическому максимуму прямым предметным преобразованием: его
реальность — это с точки зрения прежнего подхода или современной ему
академической теории и практики — неидеальная реальность. Однако новый реализм
создает свои способы преображения реального, его эстетизации, то есть
раскрытия его связей с идеалом, его интерпретации
в духе идеала.
Прежде всего само стремление реализма к максимальной
полноте, непосредственности, органичности и эмоциональной яркости воссоздания
реального «как оно есть» в своей основе глубоко идеально, так как является
отражением взгляда и духа человека, воспринимающего эту реальность, то есть
предстает косвенным воплощением субъекта реалистического
искусства, иначе — внутреннего мира современной
личности. В самом деле, только «этот» человек, конкретная
неповторимая индивидуальность может увидеть мир в его единичности и особости,
как «эту» вещь, «этот» пейзаж, «это» событие, воспринять его именно как
«реальность» — доступную прямому чувственному и душевному опыту наличную,
буквально предлежащую данность. И чем богаче оказывается художественное
преломление непосредственной реальности, тем полнее и многообразнее
отражается мир в своих связях с человеком, в своей отнесенности к человеку, тем
глубже раскрывается сам человек, его упования и тревоги, его притяжения и
отталкивания, его место в природе и времени, его судьба.
Давно и верно отмечено: глубочайшая тайна реализма
заключается в том, что его предельная «объективность» есть воплощение его
предельной субъективности — той новой проникновенности,
интимности, психологической углубленности, которые становятся неотъемлемыми
характеристиками исторического субъекта Нового времени. Исходные позиции
реализма естественно обуславливают преобладание отражающей, буквально изобразительной
стороны образа над конструктивно-созидательной. Тем не менее активность формы
здесь не меньшая, а большая, чем в искусстве другого плана. Но она, с одной
стороны, направлена на всемерную концентрацию выразительности натуры, реальности
самой по себе — реализм стремится «умереть в материале» — и поэтому в форме
преобладают не архитектонические, структурные элементы, а
иллюзорно-«натуралистические», картинные. С другой стороны, реализм стремится к
акцентированию непластических — духовных, эмоциональных, моральных ценностей,
теперь выходящих на первый план в своем самостоятельном и прямом,
непосредственном значении, не растворенном, как прежде, в общеэстетическом.
В этих целях в пространственных искусствах подвергается
переосмыслению вся совокупность традиционных собственно пластических
художественных средств. Здесь не только и не столько по-новому активизируются
«объективные» компоненты образа, связанные с его предметной характеристикой
(объем, контур, перспективное пространство, основной цвет), сколько
«субъективные», связанные с особенностями его восприятия и особенностями
взаимодействия предметов со средой (свет, тень, тон, валер, фактура).
Появляются и новые приемы, роль которых в пространственных искусствах была
ранее скорее эпизодической: возникает язык красноречивых пауз, умолчаний и
намеков, сложных композиционных и пространственных согласований,
содержательно-сюжетных сопоставлений, связанный с необходимостью сделать
явственным не явленные в полной мере, скрытые слои смысла — эмоциональные, временные,
ассоциативные отношения и связи в многомерной системе образа. Здесь реализм
Нового времени идет в русле общеэпохальных завоеваний, но ему принадлежит
лидирующая роль. Более решительное, чем в эпоху Возрождения, выдвижение в
центр искусства прямого диалога с натурой, незаданность, проблемный — на свой
страх и риск — характер ее возможной интерпретации и столь же значительный
элемент постоянного поиска и эксперимента в области формы обостряют личностное
начало в реализме Нового времени, обуславливают преобладание в нем метода над
стилем. «Стилевые сгустки», устойчивые пластические формулы и обороты
традиционной стилевой лексики становятся инструментами метода, функционируют в
его стихии, подчиняясь избирательности авторской воли, а индивидуальная
«константа» самого метода выражается не в заданном постоянстве формально-пластического
«канона», а в последовательности развития центральной образной идеи, в единстве
общежизненного подхода, человеческой позиции художника.
Собственно стилевые индивидуальные поиски становятся
производными от методологических, определяющих, — от поисков стержневой идеи.
Этот внестилевой (с точки зрения
внеличного эпохального стиля) характер мышления, проявляющийся в реализме
Нового времени, был причиной того, что он вообще не мог получить воплощения в
архитектуре, этой квинтэссенции эпохального стиля, и дать полностью органичные
результаты в монументальных формах скульптуры и живописи.
Наглядно-изобразительная и вместе одухотворенно-психологическая, интеллектуально-аналитическая
природа реализма не противоречит возможностям литературы и театра. Что
касается пространственных искусств, то здесь преимущественной его сферой
оказалась станковая живопись.
В эпоху Возрождения ренессансный «синтезирующий реализм»
также получил свое наиболее эффективное претворение в живописи. Но живопись
Возрождения была наиболее адекватным воплощением самой сути эпохи — ее
антропоцентрического, личностного, творчески-эстетического пафоса. На ее базе
осуществлялся своего рода иллюзорный «синтез искусств» — архитектуры,
скульптуры, живописи. Она была единством картинно-натурного и архитектонического,
станкового и монументального и была наиболее плодотворной сферой реализации
основного культурного принципа Возрождения: личного художественного
универсализма мастера-титана, образное видение которого воплощается сразу в
нескольких видах творчества.
Реалистическая живопись Нового времени — сугубо станковая
по природе и остается таковой даже тогда, когда на ее основе создается монументальный
по функции или по характеру образ («Менины» и «Пряхи» Веласкеса, «Ночной
дозор»Рембрандта). Она, как правило, выключена из синтеза искусств, прежде
всего свободна от образных связей с архитектурой — исключения относятся в
основном к ранней, «караваджиевской» стадии ее развития, — и ведет обособленное
существование. Уже в силу этого она не может претендовать на универсальный
охват всей проблематики Нового времени в целом или отдельных его этапов. Но
она не может претендовать на это также потому, что самое ее появление в момент
кризиса общеэпохального стиля и связанного с ним универсального типа
художественного мышления свидетельствует о вступлении европейской культуры в
новую стадию, где господство личностного, индивидуально обретаемого творческого
метода исключает наличие всеобъемлющей, равно органичной и обязательной для
всех художников системы. Личное, утратившее былой ренессансный титанизм и непосредственную
связь с общим, ставшее субъективно-частным, может стать источником лишь
индивидуальной творческой концепции, которая, в зависимости от степени и
характера отражения в ней кардинальных проблем времени способна или вырасти в
личную художественную «систему», в наделенный
высокой мерой всеобщности неповторимый образный мир отдельного большого
мастера (который, как правило, не имеет прямых продолжателей и преемников),
или снискать себе поддержку среди большего или меньшего числа
единомышленников. Основной культурный принцип Нового времени удерживает
завещанное Ренессансом ключевое положение крупной творческой личности, но
наряду с этим получает существенное значение также разнообразие
идейно-художественных множеств — направлений, течений: в 17 столетии это уже
достаточно наглядно демонстрирует Италия.
Впервые
опубликовано в: Свидерская М.И.
Изобразительное искусство Италии // История Искусств стран Западной Европы от
эпохи Возрождения до начала ХХ века. Скульптура. Живопись. Архитектура. Музыка.
Драма-театр. Искусство XVII века. М., 1988.
Текст
приводится по изданию: Свидерская М.И.
Искусство Италии XVII века. Основные
направления и ведущие мастера. М., Искусство, 1999. С.85-88.