М.И.Свидерская.
КАРАВАДЖО: Первый современный художник. Проблемный очерк. – СПб., «Дмитрий Буланин», 2001. – 240 с. – 20 а.л. – 15 печ л. – 39 ч.-бел. илл.
Итальянский живописец Микеланджело Меризи да Караваджо (1571 – 1610) рассматривается как создатель принципиально нового способа художественного претворения. Средствами субъективно интенсифицированной, направленной световой оптики («света во тьме») его живопись, ориентированная на прямое воспроизведение натуры, сливает воедино созерцание – характерное для специфики статических искусств, устремленное на «покоящуюся сущность» (А.Г.Раппапорт), допускающее лишь духовную «причастность» воспринимающего субъекта - и зрелище, порождающее более непосредственную, театральную по своей природе, реакцию «соучастия» («эффект присутствия»,составляющий сущность искусства сцены).
Тем самым творческий метод Караваджо воспроизводит в пределах станковой картины ту эстетическую целостность, основанную на воссоздании действительности, которая, пройдя в XVII – XIX веках через опыт психологической иллюзорной живописи драматических мизансцен и «характеров» и близкого ей «темного театра» закрытых помещений с освещенной сценой и погруженным в темноту залом, к рубежу XX столетия раскроет полноту своих образных возможностей в кинокартине (кинематографе) и с помощью TV и видео кульминирует во всеобъемлющей экранной зрелищности культуры нашей эпохи.
Книга состоит из десяти глав, краткого вступления «От автора» и «Заключения.» Во вступительных положениях автор ссылается на эксперимент по включению личности и искусства Караваджо в современную культуру посредством фильма Дерека Джармена, а также характеризует итоги более чем столетнего изучения творчества мастера учеными разных стран, присоединяясь в собственном исследовании к традиции Б.Р.Виппера и концепциям Е.И.Ротенберга, сложившимся на почве научной практики Отдела классического искусства Запада ГИИ МК РФ. Две первые главы – «Живопись-умозрение и живопись-моделирование: средневековая икона и итальянская картина XV века.» и «Живопись-созерцание и живопись-зрелище: итальянская картина конца XV –XVI века.» - рассматривают этапы формирования картинного образа, предшествующие творчеству Караваджо и прямо подготавливающие (Леонардо, Джорджоне, Микеланджело) его открытия. Глава «От Ренессанса к Новому времени.» посвящена анализу типических противоречий ранне-буржуазной эпохи, получивших отражение в сложении новой, конфликтной структуры художественного образа, поставившей под сомнение возможность прямого воплощения художественного идеала и создавшей предпосылки для непосредственного воспроизведения действительности, для реализма. Материалы главы «Италия и Рим на рубеже XVI – XVII веков. Эпос и драма народной жизни.» призваны выделить основные закономерности и конкретные реалии той исторической атмосферы, в которой происходило возникновение и бытование искусства Караваджо. Глава «Революция около 1600» - общекультурный контекст: натурфилософский синтез Бруно, физика Галилея, социальная утопия Кампанеллы, живопись Караваджо.» содержит попытку выявить эпохальное родство четырех зачинателей культуры Нового времени в разных областях духовной деятельности и укоренить в их общей почве такие специфические особенности художественного видения Караваджо, как обособление изолированного объекта, превращение его в «факт действительности», мышление фрагментом («часть вместо целого»), обобщение на основе конкретного явления с превращением отдельного в особенное, как народный типаж, демократизм идеала, эволюция мироощущения от жизнеутверждения к трагизму и пр. Глава «Известный в Риме живописец». Штрихи к биографии. Историко-художественный смысл оппозиции Карраччи – Караваджо.» имеет целью представить Караваджо как новый тип художника-богемы, не связанного с двором или академией, первого независимого в европейском искусстве, а также охарактеризовать перелом рубежа XVI – XVII веков как расхождение двух тенденций в художественном творчестве Нового времени: линии правды («искусства натуры», внестилевого, всецело индивидуального образного мышления, реализма) и линии красоты («искусства идеала», стремящегося сохранить преобладание общеобязательных канонов стиля, академизма).
Три главы: «Караваджо начинается.», «Творческая зрелость.», «Годы скитаний.» посвящены анализу различных этапов творчества мастера, сложению и развитию его особой световой оптики – «погребного света»; формированию новых видов живописи: жанра-монолога, натюрморта, бытового жанра; новой концепции религиозной картины (как образа субъективных переживаний обыденного человека и как народной драмы) и т.д. Глава «Театральное начало в живописи Караваджо.» определяет значение вклада художника, суммарный итог его открытий, в том числе сценического «эффекта присутствия», создаваемого его картинами, в исторической перспективе развития живописи и театра и их общего движения в сторону кинематографа.
В «Заключении» на примере последнего кинофильма Д.Джармена «Blue» («Синева», или «Голубое») – единственной в своем роде абстрактной кинокартины – раскрывается природа экранного образа как такового, впервые смоделированного живописью в творчестве Караваджо и в настоящее время составляющего сердцевину художественного видения и восприятия эпохи в целом.