Монография: М.И.Свидерская. Искусство Италии XVII века: Основные направления и ведущие мастера. – Из истории мирового искусства. - М., «Искусство», 1999. – 34,0 печ. л. С. 1 – 271. 176 илл., часть цв.
Содержание
Введение. Семнадцатый век, его проблематика, специфика и задачи книги. Основной круг понятий – 7
I. От Возрождения к семнадцатому веку – 19
1. Новый образ мира и основы нового мировосприятия – 19
2. Становление нового художественного видения в итальянской живописи середины и второй половины 16 века – 27
3. Италия в эпоху сеиченто. Изобразительное искусство: место в системе пространственных искусств; виды и жанры; тип художника; художественные центры – 33
II «Искусство вечного идеала» - 41
1. Церковная реформа искусства. Миланское и флорентийское «обновление» - 41
Маньеризм: ступени эволюции – 41
«Искусство вне времени» - 45
Антиманьеристические тенденции в живописи Милана, Ломбардии,
Флоренции. Лодовико Чиголи – 47
2. Реформа Карраччи и сложение принципов европейского академизма - 51
Творчество Аннибале Карраччи – 51
Эволюция болонской школы – 59
Академическая теория искусства – 61
Сущность академизма как историко-художественного явления – 64
III «Искусство натуры» - 68
1. Творчество Микеланджело да Караваджо – 68
Путь художника – 68
Общие черты образного мышления – 80
Ведущая тема и ее эволюция - 83
Основная художественная идея - 85
Реализм Нового времени: общее понятие – 85
«Революция» Караваджо и ее отражение во взглядах деятелей искусств его эпохи – 88
Историческое значение творчества Караваджо – 91
2. Первые последователи. Орацио Джентилески – 92
3. Поколение 20-30-х годов. Доменико Фетти – 96
4. От «бамбоччанти» к «художникам реальности» - 105
IV Барокко: система художественного видения и стиль – 109
1. Мир и человек в искусстве барокко. Структура художественного образа – 109
2. Элементы барочной теории искусства - 112
3. Виды пространственных искусств в стилевой системе итальянского барокко. Бернини-скульптор – 120
4. Живопись итальянского барокко – 128
V «Романтическая» тенденция в итальянской живописи 17 века. Сальватор Роза – 133
VI Общие особенности пространственных искусств в Италии 17 столетия.
Барочный синтез искусств – 153
Примечания – 160
Литература - 170
Список иллюстраций – 171
Иллюстрации – 175
Resume - 271
Резюме
Впервые в отечественной научной традиции искусство крупной художественной эпохи, рассмотренное на материале ведущей национальной школы, исследуется в этой книге средствами системного анализа, предполагающего закономерную взаимосвязь всех составляющих компонентов. В качестве базового элемента избран отмеченный Г.Ф.В Гегелем процесс распадения аспектов общего и индивидуального в художественном сознании. Единство этих сторон составляло основу гармонии образов Высокого Возрождения. С 20-х - 30-х годов XVI века растущее противоречие между ними отражает возникшее несовпадение между явлением и смыслом, человеком как “миром внутренним” и окружающей средой как “миром внешним”. Художественное мышление приобретает принципиально противоречивый характер, формируется внутренне конфликтная структура образа.
На этих предпосылках автор развивает уже высказывавшийся ранее (J.R.Martin,1977) взгляд на XVII век как на первое современное столетие. Именно тогда, с началом Нового времени складываются основные фундаментальные особенности западноевропейской культуры, сохраняющиеся и сейчас: оппозиция искусства и науки, знания и веры, идеала и реальности, правды и красоты, государственного и народного, нормативного и субъективно-индивидуального. Тогда же совершается сдвиг от преобладания пространственных видов творчества к главенству пространственно-временных (театр) и временных (литература, музыка). Соответственная кардинальная перестройка - или “революция около 1600-го года”- ранее всего и в наиболее очевидной форме осуществилась в Италии, в Риме — общеевропейском культурном центре той эпохи.
Здесь ярче всего обнаружился решительный перелом в судьбах архитектуры, скульптуры, живописи, принесший им серьезные утраты вместе с беспрецедентным обогащением их образности и расширением границ их специфики. Характерными приметами этого перелома стали: кризис единого эпохального стиля и творчески плодотворное сосуществование нескольких крупномасштабных стилевых систем ( барокко Бернини, Борромини, Ланфранко, Кортона, Гаулли и др.; классицизма поселившихся в Риме Пуссена и Клода Лоррена) ; рождение принципиально нового, внестилевого (Е.И.Ротенберг, 1963,1971,1978,1989,1995; S.J.Freedberg, 1982 - “stylless”, “unstyled world of the art”), антитрадиционалистского художественного мышления ( реализм Караваджо и его последователей, вплоть до “художников реальности”; предромантизм Тесты, Кастильоне, Сальватора Розы, Д. М. Креспи, Маньяско); оформление идеологии программного консерватизма в теории (Агукки, Беллори) и практике ( академизм братьев Карраччи и их учеников от Доменикино до Маратты ); сопребывание в общем духовном поле отдельных “великих мастеров” и коллективных объединений - “направлений”, “течений”; первые предвестия “массовой культуры” ( собственно церковное искусство европейской Контрреформации – т.н. «священное искусство», или «искусство вне времени», arte sacra, arte senza tempo Шипионе Пульцоне да Гаэта, Д.Валериани и др.) и потребительского искусства “протосалона” ( Фурини, Дольчи); наконец, главное — происходит моделирование средствами живописи (в творчестве Караваджо и его преемников в широком смысле, включая Веласкеса и Рембрандта) того типа оптического светотеневого синтеза картины и зрелища с присущим ему эффектом непосредственного присутствия, который позднее ляжет в основу экранной цивилизации наших дней.
For the first time in the russian scientific
tradition the creative resullts of the large-scale period in the history of art
observed on the material of a leading national art-school by the system analysis methods which
predetermine regular interdependence all components are studied in this book.
The disjointing process of the general and the individual in the artistic conscionsness noted by
G.W.F.Hegel is admited as a basic element of the system. Unity, almost direct
identity of these sides garanted the harmony inherent of the High Renaissance image. So as early as in the
1520--1530th the disintegration of these aspects increases, dividing them into two separate parts of the
same object, and reflecting the
emerging non-coincidence between the phenomenon and the sense, the man as an “inner world” and “environment”, as his
“outside world”. Artistic mentality
becomes contradictory in principle,
carriying a conflict within itself.
On this ground the author evolves the formerly existing point of
view ( J.R.Martin, 1977) on the
seventeenth century as a first modern age. It is then at the beginning of
this time that caracteristic structural features of the European culture
remaining actual to the present day,
such as: the opposition between art and
science, knowledge and faith, ideal and reality, truth and beauty, state and
folk, normative and subjective, are formed. At the same moment the shift from
predomination of the fine arts
-”spatial arts” to supremacy of the spatial-temporal (theatre) and temporal
(literature, music) arts take place.
The theatre became the exemple-type, or
a model for the age artistic conscience. A
“Revolution circa 1600” occurred in higher radical form in Italy, in
Rome, the paneuropean culture center prior to the other countries.
It is namely here that cardinal
change in architecture, sculpture, painting
took place, wich resulted in their important losses as well as
unprecedented enrichment of their image
possibilities and enlargement of their
specific limits. The charcteristic features of this change are as
follows: the crisis of the universal single
age-style and creatively fruitfull co-existence of several large-scale stilistic systems (such as baroque with Bernini, Borromini,
Lanfranco, Cortona, Gaulli a.o. and classicism of Poussin and Claude Le Lorren,
French roman habitants); the birth of
absolutely new, non-styled (Jewsej J. Rotenberg, 1963, 1971,1978,1995;
S.J.Freedberg, 1982 - “stylless”, “unstyled world of the art”) anti-traditional
type of the artistic vision (realism with Caravaggio and his followers; proto-romantism
of Testa, Castiglione, Rosa, G.M.Crespi, Magnasco); formation of the programme-conservative ideology in theory
(Agucchi, Bellori ) and practice (
Carracci broothers and their descendants from Domenichino to Maratta )
of Academies of Arts; stay in
the same spiritual field of individual
“grand masters” and some collective “currents”, “directions”, “tendencies”;
first presages of the
“mass-culture” ( arte sacra, arte senza tempo
of Scipione Pulzone , G.
Valeriani a. o. - F.Zeri, 1957)
and of the trivial art for public
consumption, as “proto-salon”(Furini, Dolci); and, finally, the most
important - modelling by paintings means ( in the art of Caravaggio and his continuers in large sense
including Velazquez and
Rembrandt) of the type of the optical light-darkness synthesis of the
picture and spectacle with the effect
of natural presence, that is inherent property of this synthesis, that later will make fondations
of screen-civilisation of our days.