Монография:  М.И.Свидерская. Искусство Италии  XVII века: Основные направления и ведущие мастера. – Из истории мирового искусства. -  М., «Искусство», 1999.  – 34,0 печ. л. С. 1 – 271. 176 илл., часть цв.

 

Содержание

 

Введение. Семнадцатый век, его проблематика, специфика и задачи книги. Основной круг понятий – 7

 

I. От Возрождения к семнадцатому веку – 19

 

1. Новый образ мира и основы нового мировосприятия – 19

2. Становление нового художественного видения в итальянской живописи середины и второй половины 16 века – 27

3. Италия в эпоху сеиченто. Изобразительное искусство: место в системе пространственных искусств; виды и жанры; тип художника; художественные центры – 33

 

II  «Искусство вечного идеала» - 41

 

1.           Церковная реформа искусства. Миланское и флорентийское «обновление» - 41

Маньеризм: ступени эволюции – 41

«Искусство вне времени»  - 45

Антиманьеристические тенденции в живописи Милана, Ломбардии,

Флоренции. Лодовико Чиголи – 47

2.  Реформа Карраччи и сложение принципов европейского академизма - 51

Творчество Аннибале Карраччи – 51

Эволюция болонской школы – 59

Академическая теория искусства – 61

Сущность академизма как историко-художественного явления – 64

 

III  «Искусство натуры» - 68

 

1.           Творчество Микеланджело да Караваджо – 68

Путь художника – 68

Общие черты образного мышления – 80

Ведущая тема и ее эволюция  - 83

Основная художественная идея  - 85

Реализм Нового времени: общее понятие – 85

«Революция» Караваджо и ее отражение во взглядах деятелей искусств его эпохи – 88

Историческое значение творчества Караваджо – 91

2.           Первые последователи. Орацио Джентилески – 92

3.           Поколение 20-30-х годов. Доменико Фетти – 96

4.            От «бамбоччанти»  к  «художникам реальности» - 105

 

IV   Барокко: система художественного видения и стиль – 109

 

 

1.           Мир и человек в искусстве барокко. Структура художественного образа – 109

2.           Элементы барочной теории искусства   - 112

3.           Виды пространственных искусств в стилевой системе итальянского барокко. Бернини-скульптор – 120

4.           Живопись итальянского барокко – 128

 

 

V   «Романтическая» тенденция в итальянской живописи 17 века. Сальватор Роза – 133

 

 VI   Общие особенности пространственных искусств в Италии 17 столетия.

         Барочный синтез искусств – 153

 

 

Примечания – 160

 

Литература  - 170

 

Список иллюстраций – 171

 

Иллюстрации – 175

 

Resume - 271

 

 

Резюме

 

Впервые в отечественной научной традиции  искусство крупной художественной эпохи, рассмотренное на материале ведущей национальной школы, исследуется в этой книге средствами системного анализа, предполагающего закономерную взаимосвязь всех составляющих компонентов. В качестве базового элемента избран отмеченный Г.Ф.В Гегелем процесс распадения аспектов общего и индивидуального в художественном сознании. Единство этих сторон составляло основу гармонии образов Высокого Возрождения. С 20-х - 30-х годов XVI века растущее противоречие между ними отражает возникшее несовпадение между явлением и смыслом, человеком  как “миром внутренним” и окружающей средой как “миром внешним”. Художественное мышление приобретает принципиально противоречивый характер, формируется внутренне конфликтная структура образа. 

На этих предпосылках автор развивает уже высказывавшийся ранее (J.R.Martin,1977) взгляд на XVII век как на первое современное столетие. Именно тогда, с началом Нового времени складываются основные фундаментальные особенности западноевропейской культуры, сохраняющиеся и сейчас: оппозиция искусства и науки, знания и веры, идеала и реальности, правды и красоты, государственного и народного, нормативного и субъективно-индивидуального. Тогда же совершается сдвиг от преобладания пространственных видов творчества  к  главенству пространственно-временных (театр) и временных (литература, музыка). Соответственная кардинальная перестройка - или “революция около 1600-го года”- ранее всего и в наиболее  очевидной форме осуществилась в Италии, в Риме — общеевропейском культурном центре той эпохи.

Здесь ярче всего обнаружился  решительный перелом в судьбах архитектуры, скульптуры, живописи, принесший  им серьезные утраты вместе с беспрецедентным обогащением их образности и расширением границ их специфики. Характерными приметами этого перелома стали: кризис единого эпохального стиля и творчески плодотворное сосуществование нескольких  крупномасштабных  стилевых систем ( барокко Бернини, Борромини, Ланфранко, Кортона, Гаулли и др.; классицизма поселившихся в Риме Пуссена и Клода Лоррена) ; рождение принципиально нового,  внестилевого (Е.И.Ротенберг, 1963,1971,1978,1989,1995; S.J.Freedberg, 1982  - “stylless”, “unstyled world of the art”), антитрадиционалистского художественного мышления ( реализм Караваджо и его последователей, вплоть до “художников реальности”; предромантизм Тесты, Кастильоне, Сальватора Розы, Д. М. Креспи, Маньяско);  оформление идеологии программного консерватизма  в теории (Агукки, Беллори) и практике ( академизм  братьев Карраччи и их учеников от Доменикино до Маратты ); сопребывание в общем духовном поле отдельных “великих мастеров” и коллективных объединений - “направлений”,течений”;  первые предвестия “массовой культуры” ( собственно церковное искусство европейской Контрреформации – т.н. «священное  искусство», или «искусство вне времени», arte sacra, arte senza tempo  Шипионе Пульцоне да Гаэта, Д.Валериани и др.) и потребительского искусства “протосалона” ( Фурини, Дольчи); наконец, главное — происходит моделирование средствами живописи (в творчестве Караваджо и его преемников в широком смысле, включая Веласкеса и Рембрандта)  того типа оптического светотеневого синтеза картины и зрелища с  присущим ему  эффектом  непосредственного присутствия, который позднее ляжет в основу экранной цивилизации наших дней.

 

For the first time in the russian scientific tradition the creative resullts of the large-scale period in the history of art observed on the material of a leading national art-school  by the system analysis methods which predetermine regular interdependence all components are studied in this book. The disjointing process of the general and the individual  in the artistic conscionsness noted by G.W.F.Hegel is admited as a basic element of the system. Unity, almost direct identity of  these sides  garanted the harmony inherent of  the High Renaissance  image. So as early as in the 1520--1530th  the disintegration of  these aspects increases,  dividing them into two separate parts of the same object,  and reflecting the emerging  non-coincidence  between the phenomenon  and the sense, the man as  an “inner world” and “environment”, as his “outside world”. Artistic  mentality becomes  contradictory in principle, carriying a conflict  within itself.

On this ground the author evolves  the formerly  existing  point of view  ( J.R.Martin, 1977) on the seventeenth century as a first modern age. It is  then at  the beginning of this time that caracteristic structural features of the European culture remaining actual to the  present day, such as:  the opposition between art and science, knowledge and faith, ideal and reality, truth and beauty, state and folk, normative and subjective, are formed. At the same moment the shift from predomination of the  fine arts -”spatial arts” to supremacy of the spatial-temporal (theatre) and temporal (literature, music) arts  take place. The theatre  became the exemple-type, or a model for the age artistic conscience. A  “Revolution circa 1600” occurred in higher radical form in Italy, in Rome, the paneuropean culture center prior to the other countries.

     It is namely  here that cardinal change in architecture, sculpture, painting  took place, wich resulted in their important losses as well as unprecedented enrichment of their  image possibilities and enlargement of their  specific limits. The charcteristic features of this change are as follows: the crisis of the universal single  age-style and creatively fruitfull co-existence of several  large-scale    stilistic systems (such as baroque with Bernini, Borromini, Lanfranco, Cortona, Gaulli a.o. and classicism of Poussin and Claude Le Lorren, French roman habitants); the birth  of absolutely new, non-styled (Jewsej J. Rotenberg, 1963, 1971,1978,1995; S.J.Freedberg, 1982 - “stylless”, “unstyled world of the art”) anti-traditional type of the artistic vision (realism with Caravaggio and his followers; proto-romantism of Testa, Castiglione, Rosa, G.M.Crespi, Magnasco);  formation of the programme-conservative ideology in theory (Agucchi, Bellori )  and practice ( Carracci  broothers and  their descendants from Domenichino to  Maratta )  of Academies  of Arts; stay in the same spiritual  field of individual “grand masters” and some collective “currents”,  “directions”, “tendencies”;  first presages  of the “mass-culture” ( arte sacra, arte senza tempo  of  Scipione Pulzone , G. Valeriani  a. o. - F.Zeri, 1957) and  of the trivial art for public consumption, as “proto-salon”(Furini, Dolci); and, finally, the most important  -  modelling by paintings means ( in the art of Caravaggio  and his continuers in large  sense  including  Velazquez and Rembrandt)  of the type of the  optical light-darkness synthesis of the picture and spectacle with the  effect of  natural presence, that  is inherent property of this  synthesis, that later will make fondations of screen-civilisation of our days.



Hosted by uCoz